Уважаемые коллеги!
30 декабря 2015 г. Президент РФ подписал ряд федеральных законов, принятых в декабре Государственной Думой ФС РФ, которые в той или иной степени касаются профессиональной деятельности читателей нашего журнала. Это федеральные законы:
— № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступает в силу с 1 января 2017 г., за исключением пункта 3 статьи 28, который начинает действовать с момента его
официального опубликования);
— № 452-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и статью 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (вступает в силу с 1 июля 2016 г., за исключением подпунктов «а» и «б» пункта 16, пункта
20 статьи 1, вступающих в силу со дня официального опубликования, и пункта 4 статьи 1, вступающего в силу с 1 декабря 2016 г.);
— № 462-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов» (вступает в силу с 31 марта 2016 г.).
Следует отметить, что проекты этих законов, подготовленные Правительством РФ, были направлены на рассмотрение в различные комитеты Государственной Думы ФС РФ и в разное время:
— по земельным отношениям и строительству (проект закона о геодезии, картографии и пространственных данных — 16 марта 2015 г.);
— по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству (проект закона о государственном кадастре недвижимости — 28 ноября 2014 г.);
— по транспорту (проект закона об использовании беспилотных воздушных судов — 24 марта 2015 г.).
Обсуждение и принятие каждого из проектов законов проходило непросто. Так, о ходе подготовки закона о геодезии, картографии и пространственных данных редакция журнала информировала читателей регулярно, с момента публичного появления первого варианта проекта
закона, подготовленного на основе Концепции развития отрасли геодезии и картографии до 2020 года. Благодаря активной позиции ряда общественных организаций, частных и государственных предприятий, он претерпел существенные изменения, но не исключил многие противоречия
по ряду причин, одной из которой является отсутствие открытого и конструктивного обсуждения проектов законов в профильных комитетах Государственной Думы ФС РФ.
В ноябре 2015 г., перед рассмотрением проекта закона во втором чтении, МОО «Российское общество геодезии, картографии и землеустройства» обратилась к Председателю Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства с
предложением переработать закон «О геодезии, картографии и пространственных данных» как проект Федерального закона «Об инфраструктуре пространственных данных». Кроме того, была отмечена целесообразность разработки проекта Федерального закона «О внесении изменений
и дополнений в Федеральный закон от 26.12.1995 г. № 209-ФЗ «О геодезии и картографии» и внесении его на первое чтение совместно с проектом Федерального закона «Об инфраструктуре пространственных данных». Предложение не было принято.
До введения в действие Федерального закона от 30.12.2015 г. № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» еще есть время, которое можно использовать для устранения
имеющихся в нем противоречий. Но есть ли механизм для их устранения?
Такая возможность, по мнению редакции журнала, предусмотрена в Концепции совершенствования механизмов саморегулирования, принятой Распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 2776-р. Однако практика саморегулирования профессиональной деятельности
в России уменьшает шансы на успех.
Достаточно обратиться к принятому Федеральному закону от 30.12.2015 г. № 452-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости». В статье 3 говорится, что федеральный орган исполнительной власти обязан осуществлять «государственный
надзор за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров и вести государственный реестр саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, государственный реестр
кадастровых инженеров».
Вероятно, законодатели считают, что в России саморегулирование возможно только под государственным надзором…
Редакция журнала.